Резюме аналитического доклада «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после неё»

Доклад был подгототовлен коллективом авторов – руководителей ВУЗов при поддержке Минобрнауки РФ. Объём доклада – 52 страницы, он выложен в открытом доступе в сети Интернет (скачать тут: [1]). Оригинал стоит прочтения.

Фото с сайта https://ablocofwriters.com

Авторы доклада:

Н.Ю. Анисимов, ректор Дальневосточного федераль­ного университета

В.Н. Васильев, ректор Национального исследователь­ского университета «ИТМО»

А.Е. Волков, научный руководитель Московской школы управления «Сколково»

Э.В. Галажинский, ректор Национального исследова­тельского Томского государственного университета (координатор рабочей группы)

В.А. Кокшаров, ректор Уральского федерального уни­верситета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Н.М. Кропачев, ректор Санкт-Петербургского государ­ственного университета

Я.И. Кузьминов, ректор Национального исследователь­ского университета «Высшая школа экономики»

В.А. Мау, ректор Российской академии народного хо­зяйства и государственной службы при Президенте РФ

И.М. Реморенко, ректор Московского городского педа­гогического университета

А.И. Рудской, ректор Санкт-Петербургского политех­нического университета Петра Великого

С.Г. Синельников-Мурылев, ректор Всероссийской ака­демии внешней торговли Минэкономразвития РФ

А.А. Федоров, врио ректора Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта

А.А. Черникова, ректор Национального исследова­тельского технологического университета «МИСиС» [1]

Рабочая группа сформирована из ректоров преимущественно столичных (Московских и Санкт-Петербургских) ведущих ВУЗов (рейтинги см.: [2,3,4,5])

Вызов самоизоляции был принят ВУЗами и они не закрылись, а начали работать по-новому.

Переходный период сжатый — 2 недели. Тест авторами доклада считается пройденным.

Обучение по факту становится асинхронным, заочным. Дистантное обучение (синоним – удалённое обучение) может приближаться к «живому» оффлайновому при плотном взаимодействии студентов и преподавателей, но оно иное. Полная реализация программ обучения в дистанционном формате не возможна, однако частичный переход на дистанционное обучение — да.

Опыт российской системы высшего образования на фоне прохождения теста самоизоляции системами высшего образования можно признать успешным. В большинстве стран также оперативно были закрыты кампусы и ограничена мобильность студентов и сотрудников ВУЗов, информационная инфраструктура была адаптирована для дистанционного обучения, для системы высшего образования страны сформулирована национальная программа преодоления кризиса социальной изоляции, особенно в разрешении вопроса с вступительными и выпускными экзаменационными испытаниями. И так же, как и за рубежом, рисками для системы высшего образования тотально переходящей на удалённые формиаты образования стали риски финансовой устойчивости отдельных ВУЗов с зеркальной ей проблемой усугубления имущественного неравенства студентов.

Основным фактором быстрого перехода на дистантное обучение стала передача компетенций на места при общем директивном управлении из Минобрнауки. Рекомендации давались общие, были приостановлены проверки, продлена автоматически аккредитация — всё чтобы не мешать. При этом проверялась самостоятельность и компетентность коллективов управленцев ВУЗов. Минобрнауки также пыталось усилить информационную прозрачность системы высшего образования, однако не преуспело. Принимая во внимание высокую забюрократизированность системы высшего образования и стресс-тест стал некоторым глотком свободы. Пересмотр подходов к контрольно–надзорной деятельности и смягчение его для ВУЗов с хорошей репутацией был заявлен как один из уроков стресс-теста. Кого авторы видят как арбитра для оценки репутации учебного заведения, равно как и критерии оценки, указано в [1] не было.

Участие попечительских советов в преодолении кризиса было минимальным и в качестве урока стресс-теста было высказано пожелание более полного участия попечителей в работе ВУЗов. Также желательным было названо более тесное взаимодействие ВУЗов, создания общих сервисов ВУЗов и настройку «системы мониторинга, сбора и открытого обсуждения данных». Практически это желание укрупнения и консолидации.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) крайне ригиден и слабо обучаем. К новому формату обучения относится в массе настороженно и если до перехода на дистанционный формат обучения не использовали его новые для них технологии не осваивали: процент остаточных знаний сравним с первым курсом.

Студенты помогали ППС перейти на дистанционное обучение. Сработала и «служба» цифровых волонтёров.

Важно, что научно-исследовательская работа остались без внимания, что подтвердило их вторичность в ВУЗах по отношению к учебному процессу, частью которогго они должны бы быть.

Фото с сайта https://pbs.twimg.com

Проведение занятий в условиях лаборатории или же с использованием специального оборудования и «считывание» творческих умений с преподавателя или же наработка социальных навыков, к примеру, при подготовке педагогов, возможны только очно. Поэтому переход на дистантное образование с имеющейся технологической и методической базой не возможен для медиков, людей искусства, ряда технических и инженерных специальностей.

Главным дефицитом в период переходна с очного образования на дистанционное стали МЕТОДИКИ и BEST PRACTICE. Чтобы качественно делать, надо знать КАК.

Таким образом, внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения возможно в тех областях, где оно органично и после наработки методик преподавания на развёрнутой для этого инфраструктуре.

Для студентов проблемы с переходом были. Во-первых, некоторые ВУЗы не смогли связаться с разъехавшимися по домам на самоизоляцию студентами, что указывает на крайне неудовлетворительную работу деканатов. Во-вторых, для студентов (по всей видимости, и преподавателей, что не было отражено в анализируемом отчёте) в полный рост встала проблема места для видеосвязи – фон с давно требующей ремонта кухонькой обеспечила стеснение на видеоконференциях с преподавателем.

Побочным, не документированным в анализируемом отчёте выводом из него, является крайне возросшее требование к усидчивости и возможности создать рабочую обстановку дома на несколько часов у слушателей дистантных курсов. В будущем, при плановом внедрении удалённого образования – как заочных онлайн-курсов, так и онлайн-конференций с педагогами, фактор хорошего семейного воспитания, воспитания усидчивости и дисциплины, возможности организации тихого рабочего места дома выйдет на первый план и формулировка «мальчик из хорошей семьи» станет более важной, нежели балл по ЕГЭ.

Рабочее место студента для дистанционного обучения в отчёте не обсуждалось, однако мы предполагаем рост спроса на услуги коворкингов или антикафе с отдельными комнатами со стороны тех студентов, чьи условия не позволяют вести видеообщение из дома. В данном случае устройство зон для видеоконференций в кампусах весьма оправданно – это позволит чётко разграничить жилую, спальную и рабочие зоны.

Общение с преподавателем важно для студента: в первую очередь очное. Заменителем может стать видеочат.

Внедрение дистанционного образования поставит перед ВУЗами задачу не только обеспечения доступа в интранет или интернет из аудиторий и кампуса, что было отмечено в докладе, но и компьютеры (планшетные или смартфоны) для видеоконференций. В противном случае даже частичный переход на удалённое образование, весьма выгодное ВУЗу в части экономии человекочасов лектора, приведёт к перекладыванию издержек на студенов, которым придётся самостоятельно приобретать компьютерное оборудование с требуемыми характеристиками. Последнее станет дополнительным имущественным цензом для абитуриентов и студентов бюджетной формы обучения – на фоне стоимости семестра для студентов-контрактников затраты на технику относительно малы. Декларирование сдерживания имущественного неравенства студентов в понимании авторского коллектива доклада с одной стороны должно опираться на трудоустройство студентов по месту учёбы, что позитивно было проявлено во время самоизоляции, с другой – доступного образовательного кредита. Последнее смещает существующую систему высшего образования России в сторону таковой в США со всеми её положительными и отрицательными сторонами.

Цифровые форматы обучения оптимальны для стандартизированных взаимодействий ППС и студентов. В условиях, когда лекции могут быть записаны и транслированы в течение нескольких лет на первое место выходит научная работа преподавателя так как только она позволяет ему оставаться на переднем крае науки или, хотя бы отслеживать современную литературу, что позволит вовремя вносить правки в курс лекционных и практических занятий.

Стандартизация требуется не только для методик. Желательна стандартизация форматов записи лекций и прочих используемых в LMS (Learning management system – система менеджмента учебного процесса, программная оболочка для проведения онлайн курсов). Унификация форматов и приведение к наиболее распространенным офисным и мультимедиа поможет более тесному сотрудничеству образовательных учреждений, особенно на фоне указанной в докладе слабой технической грамотности ППС и запроса студентов на гибкость образовательных траекторий.

Многообещающе выглядят перспективы дистантного образования для иностранных студентов, которые оказались в самом уязвимом положении во время противовирусных мероприятий второго семестра 2020 года. По нашему мнению в горизонте полугода – года появятся переводы онлайн курсов хотя бы в ведущих ВУЗах, будет налажен приём экзаменов удалённо. Широта внедрения элементов дистантного обучения в «догоняющих» ВУЗах возможна при предоставлении более успешными ВУЗами примеров лучших практик (best practice). При этом ВУЗ – донор практики становился наставником и куратором для ВУЗа – реципиента в вопросе внедрения практики [6]. Практически же распределение доноров (10%) и реципиентов (70%) практик соответствовало известному правилу Парето.

Фото с сайта https://new.trinity.edu

Формы и технологии обучения, применяемые в системе высшего образования еще до введения режима самоизоляции вызывали нарекания студентов: 31% студентов считал образовательные программы устаревшими, 55% студентов желали бы получить больше практических занятий, 41% — отметили оторванность обучения от требований работодателей. 91% последних отмечают недостаток практических навыков у молодых специалистов [1]. На личном опыте автор подтверждает выдвинутые претензии: навыки работы с геоинформационными системами (ГИС) во время обучения в бакалавриате даны были в 2 дня на летней практике (2004 год), а годом-двумя позже, на производстве, задачи, решаемые в ГИС занимали до 80-90% рабочего времени. И стресс-тест, внедрение дистантных методов образования, может способствовать некоторой модернизации образовательных программ так как заставит пересмотреть методики преподавания. При этом в режиме самоизоляции около четверти (28%) образовательных программ инкорпорировали имеющиеся онлайн-курсы и лекции, в том числе размещённых для безвозмездного доступа на видеохостинге YouTube и сайте «Постнаука» [1].

Видеосвязь в данном контексте выступает в первую очередь как инструмент для проведения семинарских занятий, конференций, устных экзаменов.

Информирование студентов и сотрудников, налаживание коммуникации в разделённом коллективе вышло во время самоизоляции на первый план. Расширение же использования дистантных методов ставит задачу обеспечения эффективной коммуникации в приоритет.

Следует отметить, что в дефиците в настоящее время не только методики преподавания, но и взломостойкие доверенные системы онлайн-оценки учащихся. Повышение уровня систем онлайн-оценки до требуемого может быть контроль логов в системе и использование блокчейна для её документооборота. Наиболее автоматизированные системы оценки также с высокой долей вероятности будут использовать документооборот с смарт-контрактами. Если угроза взлома системы злоумышленниками является хорошо разработанной и решаемой на практике, то контроль банального использования различных шпаргалок при тестировании знаний студента или абитуриента, находящегося у себя дома или в другой не контролируемой локации, становится крайне затруднённым.

Обеспеченность ВУЗов элементами технического обеспечения дистанционного образования по данным, приведённым в [1] является необходимой, но не достаточной: так, программные комплекся LMS были инсталлированы в информационные системы 88% ВУЗов, но активно использованы у 45%. Цифровая инфраструктура только 11% ВУЗов позволяет им полностью организовать обучение на своих мощностях. Такая малая доля объясняется тем, что хранение цифрового контента, особенно видео высокой чёткости, предъявляет высокие требования как к объёму хранилища, так и скорости обмена данными между сервером и клиентом (студентом) через сеть Интернет. Намного менее затратно хранение образовательного контента на мощностях сторонних специализированных сервисов.

Одним из практически применимых уроков «ковидного локаута» стало понимание важности унификации LMS ан уровне ВУЗа на основе собственной IT службы или централизованной подписки на сторонние сервисы. Унификация LMS позволяет оптимизировать материальные и трудовые издержки на обслуживание LMS  и обучение персонала и учащихся работе с ней.

Дифференцирование методов дистанционного обучения и предоставление преподавателю выбора метода возможно, однако значительно повышает издержки на поддержание системы онлайн-обучения для ВУЗа, её стабильность и защищённость, что нивелирует положительные следствия данного подхода, такие как большее самовыражение преподавателей.

Вопрос обеспечения информационной безопасности также потребовал решения. И правда – одно дело – общедоступные лекции на каком-либо видеохостинге, а другое – содержание платных курсов. Утечка последних в общий доступ грозит ВУЗам снижением интереса абитуриентов к обучению у них по контракту: молодое поколение при всей внешней неряшливости и склонности к клиповому «мышлению» при наличии усидчивости отлично умеет набирать НАВЫКИ из сети, а именно навыки и нужны при найме на работу.

Стресс-тест показал также бедность предложения на рынке систем управления образовательным процессом и ВУЗом как предприятием. Расширение предложения предложено проводить на средства ВУЗов как квалифицированных заказчиков соответствующего программного обеспечения и систем обработки и хранения данных – сложных масштабируемых решений. Постулируется что сами ВУЗы не имеют компетенций для самостоятельной разработки таких систем, однако, это ставит под сомнение их возможность выступить в роли квалифицированного заказчика. И использование грантовых конкурсов вместо традиционных закупок по тендеру ситуацию не исправит: потребуются слаженные действия как менеджеров, так и инженеров в подготовке технического задания на создание масштабируемого программно-технического комплекса.

Увеличение расходов кризис и прогнозируемая в [1] потеря части иностранных студентов контрактной формы обучения окажет негативное влияние на финансовое положение многих ВУЗов. Возможность же позже увеличить заработки будет только у ВУЗов с наиболее полно отвечающей требованиям рынка интеграцией традиционного и дистантного обучения. Послевузовское образование взрослого населения может также стать источником дополнительных поступлений в бюджет ВУЗов. Однако авторы аналитического отчёта [1] указывают на требование повышения гибкости и модульности образовательных программ, что указывает на первостепенную важность методического обеспечения траекторий образования.

Некоторые ВУЗы смогли стать лидерами преодоления «коронакризиса» в своих регионах за счёт участия профильных заведений в разработке лекарства и вакцины против COVID-19, предоставления льготных условий аренды и платежей предприятиям малого и среднего бизнеса, бесплатного доступа к электронным библиотекам, поддержки волонтёрства студентов и создание для них рабочих мест, студентам также оказывалась психологическая помощь.

Последним по упоминанию, но не по важности, а по значению, является признание значимости внутривузовской коммуникации и простройки диалога, охватывающего большинство студентов, преподавателей, администрацию по вопросам развития ВУЗа. Реализация данного урока стресс-теста позволит построить сплошную систему информирования о жизни ВУЗа.

В заключение процитируем выводы отчёта. Лучше – не сформулировать: «Опыт последних трех месяцев сформировал «окно возможностей» для следующего шага развития высшего образования. Он показал, что есть проблемы и задачи, которые не могут быть решены без цифровых технологий, без дистанционного формата. Большинство преподавателей и студентов попробовали новые возможности и оказались способны работать в таком режиме. Однако всем очевидны его ограничения. Накопившаяся усталость создает риски «отката» системы к доцифровому формату. В этом контексте критически важным становится извлечение уроков из накопленного сложного опыта, формирование модели деятельности вузов с учетом обнаруженных возможностей и ограничений, апробация этой модели и распространение новых практик в системе высшего образования, которая сможет стать устойчивей к внешним вызовам и более продуктивной для развития российской экономики и общества»[1].

Источники:

  1. «Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после неё». Аналитический доклад. Минобрнауки РФ, июнь 2020г. URL: https://clck.ru/PRM2t. Дата последнего обращения 10.07.2020.
  2. Рейтинг ВУЗов Forbes Россия. URL: https://forbes-ru.turbopages.org/s/forbes.ru/obshchestvo/403369-universitety-dlya-budushchey-elity-100-luchshih-rossiyskih-vuzov-po-versii-forbes. Дата последнего обращения 08.07.2020.
  3. Рейтинг ВУЗов России по городам. URL: https://postupi.info/rating. Дата последнего обращения 08.07.2020.
  4. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 (2020 год). URL:  https://www.kommersant.ru/doc/4379870. Дата последнего обращения 08.07.2020.
  5. Рейтинг вузов на 2020 год. URL: https://vuzoteka.ru/вузы . Дата последнего обращения 08.07.2020.
  6. Заседание наблюдательного совета АСИ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63624 . Дата последнего обращения 10.07.2020.

Осень после удивительной весны

Результаты прогностической игры, проведённой в рамках презентации услуг ООО «ЦОПС» 27 апреля 2020.

Говорят, в израильской армии нет приказа «вперёд», а есть — «за мной!» Так и на презентации основной упор был сделан на тестирование сервера веб-конференций в режиме прогностической сессии, которая включала вводную лекцию, блиц-опрос (мозговой штурм) и расстановочную игру. Так посетители смогли оценить все положительные стороны участия в вебинаре и последующем живом обсуждении. Прогностическая сессия в таком формате позволяет быстро — за час-два оценить ситуацию и дать оперативный прогноз ситуации.

Лекция задала рамку прогноза для участников, позволила им лучше вжиться в роли. При проведении лекции микрофоны участников были выключены лектором, а видеосвязь работала. Это позволило с одной стороны отчитать материал не отвлекаясь на посторонний шум, а с другой — сохранить зрительный контакт с участниками. Ощущения от работы в таком режиме приближаются к живому общению в аудитории. Этому способствует наличие нескольких досок и возможность на них писать, рисовать. а первую доску была выведена презентация к лекции, на второй — заметки. Вопросы по ходу лекции посетители могли писать в чат, в нём же — переписываться между собой.

Блиц-опрос, когда на ответ даётся около минуты крайне удобно проводить также с использованием чата — в него участники записывали ответы на вопросы, которые ведущий вывел на третью доску. После семинара ведущему осталось только скачать запись чата в пару кликов мышью для обработки ответов — веб-платформа нашего сервиса это позволяет.

Расстановочная игра прошла в режиме живого общения с аудио- и видеосвязью. Участники имели возможность видеть и слышать друг-друга и ведущего. Заметки по ходу расстановки ведущий вёл на третьей доске. Результат с доски просто сохранил в файл и скачал, хотя можно было и просто скопировать.

Результатом краткой прогностической игры стало видение некоторых трендов развития ситуации осенью, когда с большой долей вероятности противовирусные ограничения будут сняты.

Назвать более точные даты участники не смогли — они были дезориентированы мощным информационным потоком от СМИ и соцсетей. Также в широких пределах оценивается ущерб от самоизоляции, причём наименьшим его считают участники, работающие удалённо хотя бы несколько дней в неделю, для них действительно, ущерб минимален.

Наиболее интересны мнения по поводу удаленной работы и прогноз на осень: кроме очевидного для конца апреля — начала мая 2020 года роста доставки и интернет-покупок, консалтинга и сопровождения процессов, которое и сейчас дистанционно, ещё и включение инвалидов в бизнес-процессы так как часть рабочих мест будет перепрофилирована на удалённое участие.

В горизонте одного-двух кварталов также прогнозируется укрупнение бизнесов в сегменте доставки и мелкого бизнеса – приход крупных игроков на малые „полянки“: можно с высокой уверенностью ожидать как окончательного переформатирования рынка уличных малых бизнесов — общественного питания, включая бары и рюмочные, торговли цветами и т.п. в сетевой формат как в форме франчайзинга, так и сети дочерних малых предприятий. Данный прогноз базируется на том допущении, что сети с большей вероятностью пройдут с меньшими потерями нынешний запрет на работу и будущее падение спроса в следствие сокращения располагаемых доходов граждан из-за самоизоляции. Также с большой долей уверенности можно прогнозировать приход в освободившиеся ниши непрофильных игроков и пример советского предприятия, к примеру, тяжелого машиностроения с дочерними базами отдыха и совхозом может быть актуален.

Побочным, однако важным результатом семинара стало восприятие участниками позиции власть имущих как рекламно-предвыборной, не направленной на преодоление последствий замедления части экономики вследствие противовирусных ограничительных мер. Налицо слабая информированность о конструктивных действиях органов власти различных уровней и системообразующих бизнесов, что вызвано по нашему мнению как слабостью отделов PR (сравните ставший интернет-мемом твиттер Трампа и подчёркнуто-холодный, официальный твиттер президента России), так и ориентированностью масс-медиа на публикацию материалов с негативным окрасом, погоней за сенсационностью новости. Если бы о масштабных стройках вроде Северного широтного хода или организацией снабжения электричеством Певека с плавучей АЭС говорилось больше и шире, уровень стресса в обществе был бы меньше. Последнее было хорошо продемонстрировано участниками прогностической сессии, а столкнуться с негативным освещением реальности ведущему пришлось при подготовке вводной лекции.

С высокой долей уверенности можно прогнозировать падение спроса как со стороны потребителей, так и бизнеса именно на волне стрессов, вызванных информационным давлением во время самоизоляцииц. И в выигрыше, как ни странно, будут наименее включённые в новостной поток и недоверчивые – они сохранят способность трезво и критически мыслить.

Общий прогноз на осень 2020 года не смотря на выявленные тяжёлые моменты у нас всё-таки оптимистический — да, придётся много работать и, что тяжелее, критически осмысливать свои действия, но за лето большинство ограничительных мер будут сняты: в Китае карантин шел три месяца. Благодаря энергетической и продовольственной обеспеченности Россия имеет все шансы пройти текущее переформатирование однополярного мира в мир (макро)регионов легче, нежели страны с развитым пятым технологическим укладом: США, Великобритания, члены ЕС. Однако по этому поводу прогностическая игра только готовится.

Чтобы быть в курсе новостей вступайте в нашу группу в сети ВКонтакте.

Презентация компании 27.04 в 19-00

Приглашаем на вебинар-презентацию услуг нашей компании!

Мы работаем по двум направлениям: прогностика и организация веб-конференций.

На вебинаре Вас ждёт тест-драйв уютной комнаты для веб-конференций (площадки для вебинаров) на выделенном сервере. Вы сможете оценить возможности проведения на её базе как вебинаров и лекций, «летучек» и «пятиминуток», так и полноценных совещаний для нескольких десятков человек.

Лучше всего участвовать в вебинаре через браузер Гугл Хром или Фаерфокс с ноутбука или персонального компьютера с большим экраном чтоб видеть всю доску, вебкамерой/микрофоном для участия в обсуждении. Скорость интернет-подключения крайне желательна выше 2Мб/сек, как для просмотра онлайн фильмов в HD качестве, с более медленным интернетом возможно «подвисание» звука и картинки. Проверить скорость своего интернета можно в Яндексе: интернетометр)

Адрес вебинара: meetings.prognosticscenter.ru, регистрация будет открыта с 18-30 в понедельник.

Стоимость проведения вебинара у нас см. на странице «услуги и цены».

До встречи!

Размещён договор публичной оферты

ООО «ЦОПС» для удобства подключения клиентов к веб-конференциям составлен и опубликован договор публичной оферты. Ознакомиться с ним можно на странице «Услуги и цены» или по прямой ссылке http://prognosticscenter.ru/offer.pdf.

Дистантный мозговой штурм — и такое бывает

Режим самоизоляции, установленный в стране в апреле 2020 года диктует свои правила: собираться хорошей компанией для проведения лекции или семинара можно только по аудио- или видеосвязи.

В конце марта мы протестировали на нашем сервере видеоконференций ведение семинара — мозгового штурма. И сработало!

На прошедших выходных директором нашей компании была прочитана лекция по аддитивным технологиям, также в удалённом режиме.

Пример работы сервера видеоконференции: видеоролик в ВК

Формат нам нравится, он удобный и более «тёплый, ламповый», нежели стандартные Zoom и Skype. Наш сервер позволяет не просто вести презентацию, но и по ходу общения вести записи — это достигается тем, что у нас не одна доска, как в школе, а несколько, как в просторной университетской аудитории.

Также немаловажно, что пространство семинара может быть разделено на несколько комнат чтобы участники, разделённые на группы, не мешали друг-другу во время расстановочной игры.

Недокументированные возможности — не только прогностика, но и петрография)

Прогнозирование-прогнозированием, но и о первой профессии директора не забываем. В феврале компания выполнила описание партии шлифов и аншлифов для ООО «Теллур-СВ», заказчик доволен)

Кварцевая жилка (две генерации кварца) с карбонатной осью, николи скрещены. Материалы автора

Тест Сизифа

В пятницу 31 января в актовом зале главного здания СПбГУ сообществом выпускников была проведена открытая беседа Ивана Ямщикова (Институт Макса Планка, евангелист искусственного интеллекта AABBYY, сооснователь Creative Labs) и философа Александра Секацкого (СПбГУ, к.фил.н., доцент). Темой беседы стали вопрос осознанности искусственного интеллекта: » Знает ли робот, что он робот?» и » Может ли существовать интеллект без самосознания?».

Сизиф. stihi.ru

По ходу беседы постоянно затрагивалась тема обессмысливания труда как теста на возможность разума осмыслить его деятельность. Был приведён пример: пчёлы приносили пыльцу в соты и передавали рою сообщение определенными движениями, «танцем». Учёный, проводивший эксперимент, срезал днца у сот — поведение пчёл не изменилось при полном отсутствии заданного эволюцией результата. Вывод был сделан однозначный: рабочие пчёлы не рефлексируют свой труд и его результат.

Беглый запрос в Яндекс и Гугл «обессмысливание труда» в первой тридцатке поисковой выдачи дал материалы о узком дискурсе труда человека и условиях, снижающих его мотивацию, в том числе деньги и автоматизацию/компьютеризацию.
Однако, попробуем развернуть вопрос от человека к искусственному интеллекту (ИскИн): как получить инструмент для тестирования ИскИн на осознанность?
Вопрос, при всей внешней надуманности, отнюдь не праздный и сугубо фундаментальный — просматривается поле его практического применения.
Поставим задачу: требуется получить алгоритм тестирования ИскИн-а на осознанность действий. Именно в этой плоскости лежит граница между т.н. «слабым» ИскИн-ом, работающим как экспертная система по заданному алгоритму, пускай и сложному и модифицируемому, и «сильным» ИскИн-ом, который к тому же по крайней мере рефлексирует свою деятельность и как-то к ней относится (см. Вики и rb.ru).

Переход от слабого к сильному ИскИн-у возможен как запланированно, при модификации или обучении его создателями, так и, по всей видимости, при достижении определенных условий в процессе работы. Можно предположить, что такими причинами, по крайней мере описанными в научной фантастике, см., к примеру, зарождение разума у танкеток-автоматов Татиком в сериале Ghost in the shell , бунт ИскИн-ов в цикле «Гиперион» Дэна Симмонса, могут стать как усложнение и обучение, так и накопление ошибок в коде ИскИн-а. Важно, что для достаточно развитого ИскИн-а появление отношения к производимой работе является риском.

Тест на силу ИскИн-а пройден. i.sunhome.ru

На практике предложенную задачу придётся решать в двух случаях:
1) целенаправленное выращивание сильного ИскИн-а из слабого;
2) индикация самостоятельного развития ИскИн-а в областях, где оно вредно.
Второй случай будет иметь место при использовании ИскИн-а в областях, где требуется жёсткое следование заложенному алгоритму или полная бесстрастность эксперта. Так, ИскИн, подготавливающий обзоры прессы должен быть беспристрастен или же придерживаться линии, заложенной в него. Поддержка им какой-либо политической силы или предпочтение какого-либо информационного ресурса (демонстрация осознанности) неминуемо исказит результат работы ИскИн-а.
Решением задачи может стать «тест Сизифа» — периодическое обессмысливание работы ИскИн-а. Отсутствие реакции служит подтверждением слабости тестируемого, наличие её, к примеру, запуск внеплановой проверки систем, информирование обслуживающего персонала или работающих с ним аналитиков (людей и ИскИн-ов) — подтверждением силы. С высокой долей уверенности можно прогнозировать, что способ обессмысливания должен быть экзотическим для нормальных условий работы тестируемого ИскИн-а: в противном случае реакция может быть следствием не «силы», а периодической наработки в прошлом. Так, для пчёл учёный, отрезающий донце сот — экзотика, а медведь, эти соты поевший — древняя и привычная угроза, на которую наработан ответ.

Мозговой штурм: зачем в нём участвуют?

Сегодня человек с развитым интеллектом может получить интеллектуальное удовольствие многими способами: от чтения или прослушивания книг и просмотра кинофильмов, посещения музеев, путешествий до участия в интеллектуальных играх — «Что? Где? Когда?» и подобных в роли зрителя.

Разминка для интеллекта. Изображение с сайта neisyapsam.com

Эти способы утоления голода интеллекта доступны практически всем и содержат лишь малый элемент соревнования.

Участие в интеллектуальной игре, том же «ЧГК» или «Брейн-ринге», равно как и построение научной карьеры — требуют больших затрат на подготовку да и участие с целью выиграть подразумевает только профессиональное участие. Любителям рассчитывать на приз, как правило, не приходится.

Однако есть формат активного утоления интеллектуального голода, сравнимую по накалу страстей с игрой на бирже, доступный любителям: для участия требуется желание. Степень развития и научные звания не важны. Этот формат — мозговой штурм.
Что же это за штука такая и зачем его проводят?

Что такое за формат? Чем отличается от интеллектуальных игр?

Мозговой штурм как отдельную технику разработал в 1930-х годах Алекс Осборн (Википедия). Метод позволяет находить самые неожиданные решения задач, поставленных ведущим перед группой участников штурма. Группа — ключевое слово. В ней ведущий запускает коммуникацию участников по простым правилам: приветствуются все (да-да, все, и абсолютно бредовые) предложения, критиковать — нельзя. Совсем нельзя. И после пары вопросов, когда эти простые правила принимаются, начинается совместное мышление участников. Хотя со стороны это более похоже на доброе волшебство — настолько люди меняются, светлеют лицом, когда раскрепощаются и перестают бояться «ляпнуть» что-то не то.

Вместе — раскрутим любую проблему! Изображение с сайта pbs.twimg.com

В настоящее время на базе этой проверенной временем техники сделан ряд более интенсивных техник совместного мышления, однако правила игры, свободной от критики и рамок, остаются неизменными.

Что отдаёт участник?

Участие в мозговом штурме обычно платное и стоит недёшево — как билет в партер театра или 2-3 билета в кино. Да и задачу, которую будут штурмовать, зачастую ставит сторонний заказчик.

Длительность отдельной сессии мозгового штурма или основанной на нем техники составляет от часа до двух. Между сессиями обычно делают переыв на обед или кофе-брейк. Усталость после сессии близка к усталости после сданного экзамена в ВУЗе, так что участник тратит на посещение сессии минимум половину дня а на долгую сессию — целый день.

Так за что люди платят?

Платят участники мозгового штурма временем и деньгами за впечатления от общения с интересными людьми и проживание опыта совместного творчества, когда нет границ и, говоря метафорически, «вырастают крылья». А это — бесценно.

Изображение с сайта cdn.bitrix24.ru

Лайфхак: как упростить себе поиск нужного в компьютере

Не знаю как вам, но у меня главные проблемы при использовании компьютера возникали не с операционной системой или программным обеспечением — они «вели себя» более-менее прилично.
Файлы же, особенно скачанные «про запас» умудрялись теряться или находиться как-то совсем не предсказуемо. В итоге, иногда было проще найти информацию в интернете по-новой.
Выходом стала организация документов и прочих файлов, включая видео и аудио в несколько каталогов:

  1. Алфавитный каталог для беллетристики;
  2. Тематический каталог для деловых и научных данных;
  3. Географический каталог для деловых и научных данных.
  4. Жанровый — для музыки и части литературы.

Между каждым из каталогов переходы сделаны ярлыками: так, из папки с файлами по геологии полезных ископаемых, к примеру, рудного золота можно попасть в папочки по каждому из попавших в библиотеку месторождений. То же и для туризма — провешены мостики-ярлыки к литературе по выживанию и бардовской песне. А в папке с материалами по Германии есть ссылка на народные песни на немецком и песни ландскнехтов.
Покажем на паре примеров.
Так, в личной библиотеке есть информация по оловорудным месторождениям Дальнего Востока — как частная, по отдельному рудному району, так и общая. Места хранения данных разные и объединять их в одну папку не планирую. Поэтому между папками наведён «мостик» из ссылок.
Сначала на каждую папку создана ссылка: в MS Windows это делается нажатием правой кнопкой мыши на папку и выбором в выпавшем меню пункта «Создать ярлык».

Рис. 1. Созданы ярлыки для пары папок (подчёркнуты красным).

Затем, созданные ярлыки перемещаем в целевую папку, см. рис.2. Т.е. ярлык на «Sn-DVRF» размещён в папке «Минерагения Звёздное рп» и наоборот, ярлык на папку «Минерагения Звёздное рп» — в папке «Sn-DVRF». Теперь эти папки связаны и обработка информации из них идёт удобнее и быстрее. К тому же ярлыки не позволят забыть о том, что подобная игформация хранится в каком-либо другом месте.

Рис. 2. Ярлыки размещены в целевых папках, «мостик» наведён.

Второй пример: хоть папки с информацией по туризму («туризм») и выживанию в условиях дикой природы («выживание») и размещены в одной папке, но с перекрестными ссылками удобнее. Внутренний перфекционист — удовлетворён.

Рис. 3. Перекрёстные ссылки

Главной сложностью при таком подходе становится трудоёмкость создания перекрестных ссылок, но это решается самодисциплиной: ярлык создаётся на каждый переход между папками. Наверное по этому перекрёстные ссылки ярлыками используются в организации разрозненных файлов в файловую базу данных меньше, чем надеялись программисты в 1980-х.

Метод для решения проблем — пиктографирование

Рисовка схемы-пиктограммы как ключ к разрешению затруднительных ситуаций на примере кейса «Троянский конь. Поучительная история как Apteka.ru (Катрен) аптеки разоряет».

Содержание

  1. Метод пиктографирования. Зачем сделан, чем хорош и когда может пригодиться?
  2. Пошаговый разбор ситуации. Когда одного метода мало.
  3. Выводы. Как и когда можно было развернуть ситуацию в свою пользу?

Метод пиктографирования. Зачем сделан, чем хорош и когда может пригодиться?

Пиктограмма – это «знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде», Википедия. Простейшими пиктограммами являются знаки дорожного движения, иконки приложений в интерфейсе компьютера или смартфона. Пиктограммы есть и для эмоций – это смайлики))) Хорошая пиктограмма быстро и однозначно считывается и как ZIP-архив или аннотация к статье несет информацию в сжатом, концентрированном виде – концентрированном и запакованном.

Упаковать противоречия бурного двадцатого века в краткий и наглядный справочник – задача, кажущаяся невозможной была решена С. Б. Переслегиным в книге, а скорее – альбоме-шпаргалке по истории XX века «Социопиктографический анализ», С-Пб., Corvus., 2009, далее (Переслегин, 2009). Социопиктограмма по (Переслегин, 2009) – это мировая пиктограмма. Её суть составляют противоречия между субъектами, действующими в ту эпоху (СССР и США, молодёжь и общество и т.д.), способы разрешения этих противоречий. Социопиктограмма – это возможность увидеть эпоху на листе А4. Пиктограмма же является отображением какой-либо ситуации по законам социопиктограммы: конфликты и противоречия на разных уровнях – часть нашей повседневной жизни.

Замечательным следствием схематизации какой-либо сложной ситуации, хоть на салфетке, хоть в тетрадке является отстранение себя и своих эмоций от неё. Вместо тихой истерики — спокойное холоднокровие, так нужное в бизнесе, инвестициях, особенно когда теряешь деньги в реальном времени и следующий платёж по кредиту мерзко ухмыляется из календаря. Использование же инструментария социопиктограмм позволяет расширить возможности для решения нестандартных проблем.

Пиктограмма ситуации – это её схематическое отображение, позволяющее одним взглядом охватить весь расклад и сторон (субъектов / участников / акторов / фигурантов). Рассмотрим пример из бизнеса, где патовая для малого бизнеса ситуация позволяет рассмотреть её с точки зрения двусторонних (бинарных, диалектических) противоречий.

По (Переслегин, 2009)): противоречие – это источник развития ситуации. На схеме и пиктограмме используются следующие обозначения:

Двойное (бинарное, диалектическое) противоречие – конфликт двух сторон.

Двойное сателлитное противоречие – вызвано другим противоречием. Также между двумя сторонами.
Двойное (бинарное, диалектическое) спонтанное противоречие – вызвано взаимодействием основного бинарного противоречия и значимого события.

Сторона противоречия указывается в прямоугольнике или прямоугольной рамке.

Проект, разрешающий противоречие, изображается в П-образной рамке.

Перейдём от слов к делу. Хорошим примером ситуации, в которой простой схемой «на салфетке» не обойтись – разошедшаяся по соцсетям дурно пахнущая чёрным пиаром, завязанная на деньги и связанные с их потерей эмоции, ситуация разорения микробизнеса под давлением крупной федеральной сети. Найти её описание можно на ресурсе vc.ru, в соцсетях Facebook (аккаунт smartpharma.ru), Vkontakte.

Пошаговый разбор ситуации. Когда одного метода мало.

Ниже мы приводим текст поста «Троянский конь. Поучительная история как Apteka.ru (Катрен) аптеки разоряет» по vc.ru: цитаты даны в скобках курсивом, важные места выделены жирным.

«Коллеги, это не реклама и не заказная статья от конкурентов — это короткий отзыв о том, как сервис Apteka.ru (ЗАО НПК «Катрен») нас разорили.

Учитесь на наших ошибках и делайте выводы.

Итак, в 2017 году мы с мужем открыли аптеку в Подмосковье, где и сами проживали. Площадь аптеки 68 м.кв., удачное расположение в центре крупного ЖК с развитой инфраструктурой.

Все шло хорошо, развитие, спрос, стабильные клиенты, к 6-му месяцу вышли на самоокупаемость и жили не тужили зарабатывали 180-220 тыс. руб. мес.

И так было все отлично. Всегда вовремя платили Катрен, получали хорошие цены и были конкурентоспособными».

Зарисуем ситуацию на момент стабильных продаж, как увидим далее – докризисную.

Рис. 1. Докризисная ситуация, схема

Видно, что в ситуации три стороны – оффлайновая аптека, оптовый поставщик лекарств (в анализируемом нами тексте – фирма «Катрен»), конечный потребитель – житель микрорайона, где расположена аптека автора анализируемого текста. Цвет на рисунке показывает степень конкурентности позиции и эмоции со стороны руководства аптеки автора разбираемого нами поста.  Значимых противоречий между сторонами нет, ситуация стабильно выигрышна всем: оптовый поставщик имеет растущий сбыт через единственную в районе аптеку, аптека имеет оборот и прибыль, жителям микрорайона удобно покупать лекарства в шаговой доступности от дома.

Что же случилось дальше?

«Наступил 2018 год. Конкуренция увеличилась. Число аптек на районе увеличилось у нас в 2 раза».

Для аптеки автора поста наступили тяжёлые времена – появились конкурирующие за покупателя аптеки (или аптека, из текста не ясно). Впрямую это не указано, однако посмотрим на рис. 2 и сравним с рис.1.

Рис. 2. Схема. Кризис. Появились конкуренты. Между аптекой автора поста и её конкурентами простое бинарное (двустороннее) противоречие – они борются за рынок и деньги покупателя.

Потеряно, как выяснилось, главное преимущество – недостаток аптек шаговой доступности в микрорайоне. Часть покупателей ушла в другие, более близкие к их ежедневным маршрутам аптеки. Потеря части покупателей в описываемом случае была неизбежна исходя из формата аптеки. В новой конкурентной среде между аптеками, конкурирующими за покупателя в рассматриваемом микрорайоне простые бинарные противоречия борьбы за рынок. Из анализируемого поста неявно следует, что поставщику лекарств насыщение локального рынка микрорайона аптеками скорее выгодно – его продажи не снизятся, а скорее всего возрастут, если на рынок не войдёт его конкурент-оптовик.

Также на схеме мы отобразили весьма вероятное, но прямо в тексте разбираемого поста не указанное, сателлитное противоречие: аптека может запросить у поставщика лекарств скидку или какое-либо улучшение условий поставки с целью компенсировать потери от возросшей конкуренции. Однако, последующие события косвенно на него указывают:

«И вот однажды звонит менеджер от Катрен, у которого мы закупали товар и предлагает подключить нашу аптеку к супер-современному сервису онлайн-заказа лекарств Apteka.ru.

Первое что пообещали… «У вас очень много будет покупателей, увеличится трафик» и вы сможете больше продавать – стало заманчиво.

Второе, говорят: «Кроме онлайн-заказа у вас еще будут покупатели делать дополнительные покупки, и вы на этом дополнительно сможете зарабатывать»

И третье, мы вам будем выплачивать фиксированный процент от всех продаж через наш онлайн-сервис».

Появляется новый игрок – онлайн-аптека (в анализируемом тексте – сервис apteka.ru). На первый взгляд, комбинация оффлайн продаж и работа аптеки как пункта выдачи онлайн заказов должны были вернуть потерянное преимущество и увеличить продажи, что показано на рис. 3 пунктирными линиями. Платой за работу в качестве пункта выдачи (ПВЗ) становились фиксированные отчисления от онлайн-аптеки. ПВЗ – проектное решение конкурентного противоречия, на рис. 3 указано в П-образной «гребёнке». Следует принять во внимание, что возврат преимущества уникальности предложения – пункт выдачи интернет-заказов – будет работать до того времени, как все конкуренты также подключатся к продажам через интернет от упомянутой онлайн-аптеки.

Рис. 3. Возможное решение: противоречия, которые увидели на первый взгляд.

Важно, что новый игрок не вносит новых противоречий а наоборот, позволяет разрешить основное – конкуренцию аптек микрорайона в пользу рассматриваемой оффлайн-аптеки. Однако, ситуация таила в себе некоторые нюансы…

«Ребята!!!!!!!!!!!!!!

Оказалось, все намного хуже, чем можно было бы даже представить.

Первое, трафик они дали, но он просто убил всю нашу маржу и в итоге прибыль аптеки! Покупатели приходили и забирали свои «готовые» заказы по ценам, которые устанавливал сервис Apteka.ru. Какое же у нас было удивление, когда мы увидели накладную, в которой отпускные цены (на ту же продукцию что нам Катрен поставляет) для покупателей через сервис Apteka.ru были ниже.

Первый вопрос у моей заведующей: — «Зачем Катрен так делает? Это же не честно!»

В итоге получилось, что наш закупленный товар просто лежал на полках мертвым грузом и мы с него ничего не зарабатывали, а Катрен нам привозил такой же товар для своих покупателей, которые оформляли онлайн-заказ через Apteka.ru и зарабатывал на этом сам. Мало того что мы в итоге заморозили на полке свои же деньги, так еще и работала аптека и все сотрудники на благо Apteka.ru (Катрен) и выдачу их заказов.

Наша аптека находилась в крупном ЖК, и основные покупатели были именно жители этого ЖК. В итоге Apteka.ru просто приучила всех жителей заказывать товары через свой сайт, и никто уже к нам не приходил за покупками! А сравнивая нашу цену с ценами на сайте Apteka.ru вообще уходили без покупок.

Для Apteka.ru это выгодно, использовать нашу аптеку как просто точку выдачи своих заказов – ведь им не нужно платить аренду, не нужно платить зарплаты и налоги, коммуналку, электричество, расходы на технику (чековая лента, канцтовары, этикетки), за уборщицу. А нам ведь на все это нужно было зарабатывать, поэтому конечно у нас наценка не такая низкая как у Apteka.ru. Со временем продажи у нас с каждым днем все уменьшались и уменьшались. Покупатели приходили только за своими заказами. К тому же рядом открылась еще одна аптека и там тоже как я узнала аптека выдает заказы с сайта Apteka.ru.

Дополнительно у персонала появились лишние обязанности, и очень часто покупатель даже не приходил и не выкупал свой товар. Приходилось следить постоянно за судьбой товара и принимать меры, либо заниматься возвратом, либо делать переоценку и повторно оприходовать. К тому же у большинства покупателей не было с собой рецептов, и мы не могли отдать товар, в итого опять для нас это была лишняя нагрузка.

В итоге с 220 000 рублей прибыли в месяц мы скатились до 57 000 рублей так как начали всю прибыль уже делить с другими аптеками. Оценив все трезвым взглядом и поняв, что вложено столько денег (более 3 000 000 руб), а «выхлоп» всего 57 000 рублей в месяц (наша прибыль стала равна ЗП хорошей заведующей) мы решили закрывать аптеку. Работать ради выгоды для Apteka.ru и ради зарплат сотрудникам и ради арендатора, которому мы платили аренду – это безрассудство.

Второе, никто ничего дополнительно не покупал в нашей аптек (хотя ассортимент у нас был очень большой около 2 млн в товаре) все забирали свои заказы «по дешёвке» и уходили. Никаких обещанных дополнительных продаж не было. Это мы поняли на 3-й месяц. Но уже было поздно.

Самое обидное оказалось в итоге то, что обещанные нам 6-% от продаж мы даже и не зарабатывали. Если в итоге учесть все наши затраты и расходы, вычесть еще и процент банка за эквайринг и время которое фармацевты тратили на приемку и выдачу их заказов – все оказалось грустно.

Математика простая:

Мы имеем от Apteka.ru 6%

Вычитаем расходы

— 1,85 % за эквайринг ВТБ

— 2% это налоги минимальные

— 5% все остальные расходы (у всех по-разному расходы считаются)

Итого: 6-1,85-2-5= -2,85% (МИНУС)

Аптека работала в МИНУС с сервисом Apteka.ru

Ни о какой прибыли даже и речи быть не могло в итоге, хотя менеджер из Катрен нам очень красиво все рассказывал и рекламировал. Этот сервис и все тому похожие – чума для аптек!

Ну и напоследок: Когда мы решили отказаться от работы с сервисом Apteka.ru нам Катрен сразу же ухудшили условия работы и перевели нас на предоплату, хотя мы несколько лет исправно платили им и много заказывали товара.

По итогу Катрен с помощью сервиса Apteka.ru просто дистанционно управляет жизнью аптек. Сейчас он дает вам заказы и приручает покупателей забирать заказы в вашей аптеке, а потом вдруг решит отдавать заказы в соседнюю аптеку и в итоге в вашу уже не станут ходить покупатели и можете смело вешать замок на дверь и табличку «закрыто» <…>».

Автор поста при заключении договора с онлайн-аптекой не учёл её аффилированности с поставщиком лекарств и не учёл возможной конкуренции уже не с локальными аптеками шаговой доступности, а с интернет-магазином, доступным в «полу-шаговой» доступности смартфона или компьютера с доступом в интернет. Схема противоречий в реальности выглядела сложнее, см. рис. 4:

Рис. 4. Реальное положение дел. Схема.

К противоречию между оффлайн аптеками прибавилось гораздо более значимое между оффлайн-аптеками и поставщиком лекарств по поводу преференций для онлайн-аптеки. Последнее породило связанное с ним чисто конкурентное противоречие между оффлайн и онлайн аптеками. На схеме противоречия для аптеки автора поста показаны чёрным, для его оффлайн-конкурентов – серым. В выигрыше остался конечный потребитель: ему стали доступны дешёвые лекарства «из интернета».

Что же случилось потом, после отказа оффлайн-аптеки от работы в качестве ПВЗ? Ей были ухудшены условия по поставкам лекарств Этот конфликт, порождённый отдельным событием и связанный с имеющимся противоречием по условиям поставки, мы покажем как ситуативное противоречие (на рис. 4 указано красной пунктирной стрелкой).

Однако остаётся вопрос, заданный сотрудником автора поста: моей заведующей: — «Зачем Катрен так делает? Это же не честно!» Автор поста отвечает, что главный бенефициар – онлайн аптека. Но ситуация сложнее и жёстче: перерисуем схему, оставив в ней только стороны противоречий – от схемы перейдём к пиктограмме, рис.5.

Рис. 5. Реальное положение дел. Пиктограмма.

Если отбросить эмоциональную окраску ситуации и оставить только главные конфликты, то получим следующую пиктограмму: для любой оффлайновой аптеки шаговой доступности, сотрудничающей с аффилированными между собой поставщиком лекарственной продукции и онлайн-аптекой, на первый план выходят противоречия между ними. Поставщик и онлайн-аптека выступают группой и ставят оффлайн-аптеку в достаточно жёсткие условия, когда рентабельность работы ПВЗ может быть «убита» внешне небольшим ростом издержек. Наибольшую прибыль работа ПВЗ в оффлайн аптеке могла принести за счёт импульсных покупок в дополнение к интернет-заказу. Конкурентное преимущество перед прочими аптеками будет нивелировано открытием в них таких же ПВЗ.

И такое развитие ситуации хорошо просчитывали в компании – поставщике лекарств. Когда делали аффилированную интернет-аптеку. В самом деле, если так или иначе, проникновение сервиса выдачи заказов будет более-менее повсеместным на определенной территории, того самого микрорайона, к примеру, то банкротство одной или нескольких аптек при сохранении какого-то их количества в микрорайоне значимого влияния на доходы поставщика не повлияет. Выжившие же аптеки соберут весь поток покупателей микрорайона и, скорее всего, улучшат свои финансовые показатели. Победитель получает всё, проигравший – плачет.

Выводы. Как и когда можно было развернуть ситуацию в свою пользу?

Первый момент для выигрыша в описанной ситуации у руководства аптеки был между усилением конкуренции с аптеками схожего формата и подписанием сотрудничества с онлайн-аптекой. Ошибкой, приведшей к разорению можно с высокой уверенностью считать слабый обсчёт постоянных и переменных издержек перед заключением договора сотрудничества – вполне возможно, что его удалось бы заключить на более выгодных условиях или не заключать вовсе, а, к примеру, сменить поставщика.

Второе время для выигрыша, или по крайней мере облегчения проигрыша, было в течение первых месяцев работы по соглашению с онлайн-аптекой. Вполне возможно, что корректировка продуктовой линейки и цен на различные группы продаваемых товаров позволила бы успешно сократить издержки и продержаться на рынке до закрытия аптек-конкурентов.

Рассмотренный пример хорошо показывает, что эмоции, а особенно страх и жадность, плохие советчики. Самостоятельно проведённый анализ ситуации с переходом от эмоционально окрашенной схемы к «холодной» пиктограмме помог бы избежать сделанных ошибок.

Если у Вас есть свой пример и Вы хотите посмотреть нас в деле – пишите на наш мейл, ответим в течение суток.

Страница 1 из 2

Работает на WordPress & Автор темы: Anders Norén